История дач
В Старом Петергофе на берегу Финского залива во второй половине
XIX – начале XX века существовала живописная деревня Бобыльская (ныне поселок Просвещение) – место отдыха промышленников, предпринимателей, архитекторов и художников. Хорошо известные в то время фамилии: Бенуа, Брандт, Грубэ, Крон, Прэн, Сан-Галли, Штейнер – владельцы дачных участков – пользовались до революции заслуженным почетом и уважением.


А.Н. Бенуа. Вечер на взморье 1910 г.
А.Н. Бенуа. Деревня Бобыльск близ Петергофа 1880-е гг.
В нескольких метрах от воды располагось восемь дач, а вдоль дороги, ведущей к Петергофскому шоссе, и далее, на гребне Петергофской гряды, находился еще ряд построек. Деревню окружали поля, огороды и покосы, среди которых были проложены живописные, мощеные булыжником дорожки. С запада деревня граничила с парком Собственной, принадлежавшей императорской фамилии, дачи, а с востока – с фермой принца Ольденбургского.
Дружеские и соседские отношения членов семей дачников приводили их к частому общению, и, вместе с гостями, постоянно посещавшими гостеприимные дома, превращали деревню в своеобразный центр культурного отдыха петербургской интеллигенции.

Фрагмент карты Петергофского уезда с обозначением дер.Бобыльской. 1904 г.

Башня дачи М.Н. Бенуа.
Почти тридцать лет Николай Л. Бенуа строил и проектировал в Петергофе. Его авторству принадлежат такие постройки, как Готические конюшни, Фрейлинские корпуса и вокзал в Новом Петергофе.


Здание вокзала в Новом Петергофе.
Фрейлинские корпуса в Петергофе.
В свою очередь его сын, Леонтий Николаевич Бенуа вошел в историю культуры России не только как талантливый зодчий, но и как энергичный общественный деятель, градостроитель, педагог. Он по праву считался лидером воспитавшей его архитектурной школы Академии художеств. Под его руководством и влиянием сформировался талант десятков учеников, сумевших впоследствии внести заметный вклад в развитие русской архитектуры. Обладая обширными познаниям в области искусств и талантом интерпретатора, он с видимой легкостью создавал многочисленные вариации на темы исторических стилей, умело согласовывая их с конкретными задачами.


Л.Н. Бенуа.
Герб семьи Бенуа.
В деревне Бобыльской Бенуа обосновались с 1883 года, когда там снял дачу старший сын Н. Л. Бенуа - Альберт Николаевич. Мастер акварели, он первый почувствовал так характерное для этого места сочетание тонкого лиризма пейзажа и драматического влияния подчас суровых просторов Финского залива. По проекту Леонтия Н. Бенуа были построены единым ансамблем две дачи в «английском вкусе», для семей Л. Н. Бенуа и А. Э. Мейснера, стоявшие «как две сестры» в нескольких метрах от береговой линии. «Наши дачи, - отмечал архитектор, - вышли очень удачными, живописными и уютными, а ко всему еще и поместительными. В гостиной большое цельное зеркальное стекло вставлено прямо в раму, которая не отворялась. Это сделано для того, чтобы при сильных северных и северо-восточных ветрах можно было сидеть в тепле и любоваться бушующим морем.

Дачи Л.Н. Бенуа и А.Э. Мейснера.
Вид со стороны залива, 1897 г.

Семья Бенуа на даче в Петергофе.

Через год, по его же проекту, на границе с царской резиденцией была построена дача Михаила Николаевича Бенуа, брата Л. Н. Бенуа, бывшего морского офицера, с живописной, асимметрично расположенной башней. Сюда часто съезжались гости, очень многие из которых тоже были архитекторами и художниками: сослуживцы и ученики Леонтия Николаевича, родственники, друзья семьи и соседи. «На рубеже ХIX–ХХ веков деревня Бобыльская становится своеобразным центром Петербургской дачной культуры».

Дача М.Н. Бенуа.
Эскиз фасада дачи М.Н. Бенуа.
В Бобыльске любили не только творить, но и играть в теннис и крокет, купаться, кататься на лодках и яхте, устраивать велосипедные, конные и пешие прогулки в Ораниенбаум, Сергиевку и Луговой парк. Устраивали праздники на открытом воздухе, часто театрализованные, особенно многолюдные в дни рождений Н. Л. и Л. Н. Бенуа. Кроме того, члены семьи сами занимались посадкой растений вокруг дач, что превратило пустынный некогда берег в цветущий сад. В 1915 году М. Н. Бенуа намеревался даже арендовать запущенный участок парка Собственной дачи для разбивки на нем сада, был заключен договор, но революция исключила возможность проведения каких-либо работ.

Побережье Финского залива с "Гигантскими шагами". 1897 г.

Дача Л.Н. Бенуа с садиком на переднем плане. 1897 г.
В 1920 году пожар уничтожил дачи Л. Н. Бенуа и А. Э. Мейснера.
Все дачи Декретом ВЦИК 1918 года были переданы Союзу работников просвещения под здравницу. Исключение было сделано лишь для Леонтия Николаевича. В 1919 году он оборудовал на даче творческую учебную мастерскую и библиотеку, где он занимался с молодыми архитекторами. В послевоенные годы внуки Л. Н. Бенуа — А. В. Фролов, искусствовед, историограф семьи, архитекторы Л. Л. Шретер, профессор Академии художеств и его жена, О. А. Иванова, преподаватель ВХПУ им. Мухиной, а затем их ученики, дети, племянники и внуки, продолжили традиции творческой жизни и креативной среды дачи Бенуа.


Здание бывшей дачи Крона. 1924 г.
Дом отдыха "Учитель" (бывшая дача М.Н. Бенуа). 1951 г.
В 1973 г. комплекс был передан Санкт-Петербургскому университету в качестве спортивной базы, которая не была введена в эксплуатацию.
В границах территории расположено частное владение, где, в бывших служебных постройках дачи Л. Н. Бенуа, живут его потомки.
За время работы дома отдыха, деревянные здания дач подверглись достройке и перепланировке, что изменило их облик не в лучшую сторону. Вследствие неправильной эксплуатации и последующего отсутствия ремонта они быстро пришли в упадок.

Здание бывшей дачи Крона. 1924 г.

Здание бывшей дачи Крона. 1924 г.
Большая часть зеленых насаждений на территории одичала и превратилась в заросли и лесные массивы, нарушена их территориальная и визуальная целостность. Изначально «место было голое», - отмечал Л. Н. Бенуа. Работами по благоустройству территории руководил садовник Редешейд – сотрудник выдающегося специалиста-паркостроителя конца 19- начала 20 века Р. Э. Регеля.

План участка дачи М.Н. Бенуа.
Сейчас характерными особенностями ландшафта являются плоский берег Финского залива, небольшие бухточки и живописные заросли тростника, гранитные камни вдоль береговой линии, оставшиеся от некогда аккуратно сложенной набережной.


Укрепление берега Финского залива в районе бывшей дачи Бенуа. 1924 г.
Береговая линия у дачи Бенуа.
Основная линия исторической застройки идет вдоль берега, совсем близко к заливу. Это обусловливает ценные видовые качества, которыми обладают дачи: простор, воздух и невероятные закаты, которые можно наблюдать с этого берега залива.


Вид на залив с пляжа дачи М.Н. Бенуа.
Вид на залив с пляжа дачи М.Н. Бенуа.